Курс лекций и семинарских занятий по философии культуры |
Страница 3 из 8 Программа курса лекций. Тема 1. Введение. Феномен культуры. Культура в системе бытия. Культура как предмет философского исследования. Тема 2. Метафизика культуры, конечные основания метафизики и причины возникновения ( для чего нужно метафизическое знание, почему без метафизики не бывает знания, почему она не сводима к науке и не выводима из нее ). Представления о философии культуры как о границе между познанным, познаваемым и непознаваемым . Проблема “ культурного промежутка” Тема 3 . Философия культуры как философская дисциплина. Генезис философии культуры ( конец ХVIII –начало ХIX века, идеология Просвещения и немецкого Романтизма ). Возникновение наряду с метафизической саморефлексией культуры целого ряда новых дисциплин : философии языка ( Гумбольдт ), философии мифа ( Шеллинг ), философии религии и герменевтики ( Шлейермахер ). Тема 4. Основная антиномия философии культуры, выраженна Ф.Ницше : “культура как жизнь” и “ культура как дух ”. Деление наук на “науки о природе” и “ науки о духе ” ( В.Дильтей ) Теоретическое обоснование этой антиномии в исторической парадигматике : гуманизм и схоластика, органицизм и механицизм, рационализм и иррационализм, “ философия жизни” и сциентизм. Теоретическое обоснование “интуитивного направления” у А.Бергсона., “дискурсивного” – у Э.Кассирера. Проблема символа в культуре и проблема культуры как символа. Доведение антиномии до кризиса : “трагедия культуры ” ( Зиммель ) и “ трагическое чувство жизни “ ( Унамуно ) .Перенесение метафизического конфликта между “жизнью” и “культурой2 в лоно конфликта между культурой и философией культуры, понятого как проблема “верификации ” предмета философии культуры. Культурные следствия этого в истории ХХ века. Философия культуры Франкфуртской школы ( фрейдомарксизм ). Проблема языка в лингвофилософии культуры ХХ века. Игровая философия культуры ( Хейзинга ) Тема 5. Философия культуры ХХ века как отражение межнациональных ориентаций осмысления культуры. Функционалистский анализ культуры. Теория локальных цивилизаций Тойнби. Интеграционная теория культуры Сорокина. Философия культуры в различных направлениях психоанализа. Тема 6. Культурные модусы философии культуры и их исходные концепты. Культурные “ тематизмы “ философии культуры. а) человек как интсрумент “делания “ культуры, создания и существования культуры. Различные концепции человека в философии культуры: от “тварности” до философскогоэволюционизма и философской антропологии. Эволюция представлений : от человека –“венца творения” до человека –“центральной точки в животном мире”. Человек как субъект и объект наблюдений. Место человека в природею Отношение человека к трансцедентному. б) культурный тематизм “природа/культура”. Различие в существовании природных и культуных объектов. Определение культурных объектов. в) закон как тематизм философии культуры. Представление о функции закона6закон как регулирующее начало; закон как определитель культурной нормы; закон как фиксатор границы между дозволенным и недозволенным в культуре. Связь закона с культурными объектами. Проблема конвенциональности. Представление о законе как о “божественном установлении”( теория легитимности) и как о договоре , проодукте культурной коммуникации. Эволюция этих представлений в философии культуры. Понятие правовой культуры. г ) тематизм “ деятельность” и “отношения” в философии культуры. Проблема человеческой активности. Природная активность ( в рамках биологического ряда “род-вид-индивид”. Социальная активность и ее разновидности: творчество и рутинная деятельность ( деятельность по культурным образцам) .Рутинная деятельность, понимаемая как идея “служения”: деятельность “в границах” культурного образца и ее историческая ретроспекция ( генезис идеи гения у канта и художника в культуре романтизма ) – к исторической эволюции понятия “культурный авангард” в идеологии постмодерна.Проблема границ и ограничителя : вариации оппозиции “божественное/человеческое”, “человеческое/биологическое”, “человеческое/групповое”,”групповое/групповое”. Связанная с этим проблема групповой и личностной идентификации в философии культуры. Оппозиция “культура\другая культура”. Идея “другости”, “культурного перевода” ”культурной трансляции”, “культурного диалога”. Тема 7. Средства исследования культурных тематизмов в философии культуры. Обоснование проблемы интеркоммуникации через рефлексию к истории. Картезианство как первый рубеж спецификации в новоевропейской философии культуры. Проблема Декарта как проблема философии культуры: как упорядочить человеческое существование? Монадология Лейбница как один из вариантов ответа. Средства исследования, применяемые энциклопедистами. Образование “веера” будущих социальных наук в середине XIX века ка второй рубеж спецификации. Французская антропологическая школа с ее девизом “Все о человеке “. Конец XIX –начало XX века: третий рубеж спецификации. Проблема “смены парадигм” и “научных революций” (Т.Кун) – вторая половина ХХ века . “Археология знания” М.Фуко и “анархическая эпистемология” П.Фейерабенда как попытки методологических объяснений этого периода в философии культуры. Рубеж 60 –70-х годов ХХ века как четвертый рубеж спецификации. Рефлексия собственно культурологии над методологией своей науки. Смена представлений о познаваемом и границах познания в философии культуры. Новая рефлексия в область метафизики как попытка ответить на вопрос: каим образом мы методологически пришли к идеологии постмодерна как принципа “всеобщей композитивности”. Становление в рамках новой философии культуры представлений о культурологическом знании как о пути от описания к объяснению. Конечная цель новой философии культуры : а) создание концептуальной топографии культуры для адекватного определения исторической “точки” метафизического знания. В которой мы находимся.; б) определение того. Что из культурного наследия релевантно современным исследовательским задачам, т.е. постановка проблемы “композитивности” знания в современной философии культуры. Тема 8. Современная культурная ситуация: противоречия, логика исследований, тенденции дальнейшего движения. Заключение: переход от одного типа культуры, связанного с “властным дискурсом” (М.Фуко), к другому, полилогическому и экологическому. |
« Пред. |
---|